История дельтаплана: когда человек придумал крылья?
Официально история дельтапланеризма берет отсчет с середины 20 века. Однако на самом деле, появление первых устройств, при помощи которых человек решил покорить небо, произошло гораздо раньше, в конце 19 века. Аппараты, разрабатываемые в тот период не были похожи на современный дельтаплан, однако имен они выступили в качестве основы.
Первым решил освоить небо Отто Лилиенталь. В течение 25 лет ученый занимался изучением полетов птиц, чтобы взмыть к небу в 1891 году. Именно в этот период исследователь сконструировал моноплан, который впоследствии стал прототипом дельтаплана. Относительно легкий аппарат с искривленным крылом позволял Лиленталю стартовать с площадок, расположенных на насыпях, склонах и парить в воздухе на высоте до 300 метров. Понимая, что новый аппарат может быть не слишком безопасным, ученый предварительно проводил эксперименты на земле.
После того, как испытатель наработал определенный опыт в полетах, он пришел к выводу, что конструкция моноплана является несовершенной. Именно поэтому он решил изменить устройство, сделав его по типу биплана.
Следующий этап в развитии дельтапланеризма связан с именем американского ученого Френсиса Рогалло. Именно он в 1951 году изобрел крыло треугольной формы для осуществления полетов. Результат научных изысканий Рогалло оставался не у дел вплоть до того момента, пока НАСА не объявило конкурс на создание средства для приземления космических аппаратов. Френсис Рогалло был в числе авторов, предложивших свое изобретение «на суд» данной организации. В результате многочисленных исследований аэродинамические характеристики крыла были подтверждены, однако, предпочтение было отдано парашюту.
Испытания Пентагона и НАСА хоть и не привели к ожидаемому результату, зато дали толчок к развитию нового вида спорта. Впервые в качестве спортивного снаряда крыло Рогалло использовали воднолыжники из Австралии. Они привязывали параплан к катеру и парили над водой. В 1963 году Билл Мойес начал продавать модифицированную версию крыла, дав ей название «воздушный змей». Постепенно полеты за катером стали распространяться и в другие страны, в том числе Россию и США.
В 1971 году на встрече воздухоплавателей в Калифорнии было принято решение объединить австралийскую модель планера с традиционной. Результатом этого и стал дельтаплан. Данный вид воздушного транспорта вызывал немалый интерес у абсолютно различных представителей общественности. С этим во многом связано то огромное количество рекордов, которых удалось добиться покорителям воздуха. Увеличивалась продолжительность полетов, покорялись все новые и новые вершины.
В сентябре 1974 года дельтапланеризм официально признан видом спорта. Образовалась федерация, в ведении которой он находился, начали организовываться соревнования. По данным статистики на тот период полет на дельтаплане стал любимым видом времяпрепровождения 39620 пилотов уже в 1974 году. При этом количество ценителей данного спорта возрастало с каждым годом.
Федерация дельтапланеризма ввела в оборот классификацию аппаратов. В соответствии с градацией выделялось 2 класса дельтапланов: с балансирным и с аэродинамическим управлением.
На сегодняшний день дельтаплан приобрел существенные качественные изменения. Прежде всего, появились новые материалы в основе. Аппарат стал более легким, маневренным, его аэродинамические характеристики значительно улучшились. Именно поэтому стартовать с земли спортсменам теперь проще. Кроме того, экипировка пилота дополнилась различными электронными приборами, в том числе для определения скорости, высоты полета, а так же навигационной системой. Дельтапланеризм продолжает сохранять позиции одного из наиболее зрелищных и увлекательных видов спорта. При активном участии профессионалов обучиться его основам и осуществить полет может практически каждый желающий.